Цитаты из русской классики со словосочетанием «историческое христианство»
Переход от
исторического христианства, которое отходит в прошлое, к христианству эсхатологическому, которому только и принадлежит будущее, должен означать не возрастание пассивности, а возрастание активности, не возрастание страха, а возрастание дерзновения.
Нигилисты были людьми, соблазнившимися
историческим христианством и исторической духовностью.
Историческое христианство не осуществило в человеческой жизни завета любви и слишком часто сбивалось на старый завет жертвы.
Очевидно,
историческое христианство стоит при этом на острие ножа и легко подвергается соблазну извращения, которое мы нередко и наблюдаем в жизни, когда терпение подменяется лицемерием и раболепством, а независимый консерватизм трусливым оппортунизмом, тупой неподвижностью или себялюбивой реакционностью, причем, в силу этого внутреннего обмирщения, получается какой-то антигуманизм или гуманизм наизнанку.
Это совсем не должно означать принятия всех традиционных форм аскезы
исторического христианства, в котором было много совсем не христианского и даже враждебного личности.
Толстой был пробудителем христианской совести в закостенелом христианском мире и что в его критике
исторического христианства было много правды.
Но эта истина была объективирована и социализирована, приспособлена к полезности для социальной обыденности, и потому только стало возможно
историческое христианство.
Он выходит за пределы
исторического христианства.
В
историческом христианстве слишком много языческого приспособления к «миру» и «мирскому», оно все приспособлено к физическому плану бытия, оно недостаточно последовательно аскетично, оно еще не духовно в своем выявлении.
В известном смысле можно сказать, что
историческое христианство создано церковью, религиозным коллективом как социологическим феноменом.
И более всего, может быть, ответственность лежит на
историческом христианстве, на христианах, не исполнивших своего долга.
Пассивные и подавленные апокалиптические настроения принадлежат старому
историческому христианству, а не новому, эсхатологическому.
По сравнению с этим
историческое христианство не имеет витальной силы, которая у него была в прошлом.
Принес с собой сознание кризиса
исторического христианства.
Историческое христианство охладилось, стало невыносимо прозаично, приспособлено к обыденности, к мещанскому быту.
Я очень ценил розановскую критику
исторического христианства, обличение лицемерия христианства в проблеме пола.
Тяжкая вина лежала и на
историческом христианстве, в частности на православии.
Вл. Соловьев, как и Достоевский, выходил за пределы
исторического христианства, и в этом его религиозное значение.
Это есть самое крайнее отвержение авторитета и принуждения, какое знает история христианства, и Достоевский выходит тут за пределы исторического православия и
исторического христианства вообще, переходит к эсхатологическому христианству, к христианству Духа, раскрывает профетическую сторону христианства.
Верно было, что на почве
исторического христианства трудно, почти невозможно было решить вопросы о браке, о справедливом устройстве общества, о культурном творчестве, об искусстве.
Антропология же
исторического христианства учит о человеке почти исключительно, как о грешнике, которого нужно научить спасению.
Компромиссное, оппортунистическое, приспособляющееся отношение к государству, к царству кесаря в
историческом христианстве обычно оправдывалось тем, что сказано воздавать кесарево кесарю, а Божье Богу.
Профетизм Достоевского выводил его за пределы
исторического христианства.
И в этом он выходит за пределы
исторического христианства, как и все оригинальные течения русской религиозной мысли.
Он до последней крайности обострил противоречие
исторического христианства, конфликт евангельских заветов с языческим отношением к жизни в мире, к жизни обществ.
Оценка должна быть связана с его личностью в целом, с его путем, его исканием, с его критикой злой исторической действительности, грехов
исторического христианства, с его жаждой совершенной жизни.
Он обличает
историческое христианство, историческую церковь в приспособлении заветов Христа к закону этого мира, в замене Царства Божьего царством кесаря, в измене закону Бога.
Близок русским также образ св. Франциска Ассизского, искупающий многие грехи
исторического христианства.
Гуманизм должен быть преодолен (Aufhebung), но не уничтожен, в нем была правда и иногда большая правда по сравнению с неправдой
исторического христианства, в нем была великая правда против бестиализма [Макс Шелер ошибочно противополагает христианство и гуманизм (гуманитаризм), который связывает с ressentiment (злопамятство), см. его «L’homme du ressentiment».].
Воинствующее безбожие есть расплата за рабьи идеи о Боге, за приспособление
исторического христианства к господствующим силам.
Историческое христианство, историческая церковь означают, что Царство Божье не наступило, означают неудачу, приспособление христианского откровения к царству этого мира.
Искушения христианской истории отразились на
историческом христианстве, которое оказалось компромиссом подлинной религии Христа с царством князя этого мира.
Началась эпоха самоутверждения безбожного человечества, тяжелый опыт, который должен был быть изжит до конца, прежде чем человечество могло вступить на путь богочеловеческий, прежде чем была религиозно сознана истинная антропология, не бесчеловечная антропология
исторического христианства, не безбожная антропология гуманизма, а антропология богочеловеческая.
В христианской истории, в «
историческом христианстве» времена этого откровения еще не наступили, и человечество соблазнялось, жило в своей коллективной истории по-язычески.
Религиозное сознание
исторического христианства не вмещало религиозного смысла истории, но такова была его историческая миссия.
Ложь антропологии
исторического христианства и антропологии революционного гуманизма разом и обоготворяет человека, и принижает человека, но не в силах обожить человеческую природу.
Гуманизм восстал против бесчеловечной антропологии католичества, да и всего
исторического христианства, отверг ложную теократию во имя человеческой антропологии, во имя честного и открытого утверждения чисто человеческой стихии и человеческой власти.
Каково было до сих пор отношение
исторического христианства к проблемам общественности?
Правда, в язычестве ничего нельзя найти в чистом и неискаженном виде, без преломления через многие призмы, но при этом в нем есть софийная полнота, не выявленная еще и в
историческом христианстве (хотя, конечно, только в нем она и содержится в своем чистом виде).
Надо сказать прямо, со всей решительностью и определенностью, что в
историческом христианстве еще нет этого положительного ее разрешения.
Но нужно помнить, что учителя
исторического христианства всегда оправдывали брачную любовь исключительно деторождением.
Оба, хотя и по разному, ищут истинного христианства против искажений
исторического христианства.
Революции в христианской истории всегда были судом над
историческим христианством, над христианами, над их изменой христианским заветам, над их искажением христианства.
Историческое христианство было гораздо более символично, чем реалистично.
Он напоминает об Апокалипсисе, который оставался мертвой буквой в
историческом христианстве.
И критика
исторического христианства должна быть направлена на христианские сделки и компромиссы с «миром», а не на христианское отвержение «мира».
И решение ее нельзя втиснуть в рамки
исторического христианства.
Новосибирск, 1991.]) есть также лишь организованная благотворительность и ничем иным быть не может, и дела милосердия всегда составляли силу
исторического христианства.
Неточные совпадения
Но в своей
исторической судьбе
христианство искажалось перед государственной силой и пыталось сакрализировать эту силу.
Поэтому эсхатологическое
христианство революционно в отношении к
христианству историческому, которое приспособилось к миру и часто рабствовало у мира.
Существует вечная истина
христианства, и она не зависит от времени, но
христианство в своей
исторической, то есть относительной, форме приходило к концу.
Самое главное в
христианстве необъяснимо исторически, оно не
исторического, а метаисторического происхождения.
Это интересно для
исторической судьбы
христианства.
Это обозначает уже переход от
христианства исторического к
христианству эсхатологическому.
У него другое понимание
христианства, византийское, монашески-аскетическое, не допускающее никаких гуманитарных элементов, другая мораль, аристократическая мораль силы, не останавливающаяся перед насилием, натуралистическое понимание
исторического процесса.
Мое понимание
христианства — эсхатологическое, и я противополагаю его
христианству историческому.
Тареевский дуализм имеет большую ценность, как критика ложности
исторических воплощений
христианства, этот дуализм справедливо указывает на смешение символического с реальным, относительного с абсолютным.
Я имею в виду эсхатологическое понимание
христианства в целом, которое нужно противоположить
историческому пониманию
христианства.
Духовная истина
христианства не может воплощаться в
исторической жизни, она выражается в ней лишь символически, а не реально.
Остается мучительный вопрос и недоумение: что преобладало в
исторической действительности,
христианство как путь свободы, или
христианство как путь принуждения?
Но
христианство не вместило еще полностью откровения об
исторической судьбе человечества на земле.
Историческая церковная действительность неустанно ставит вопрос, есть ли
христианство путь свободы или путь принуждения?
И
христианство, выполнявшее свою
историческую миссию, в сознании своем не вмещало понимания смысла творческой истории, смысла мировой культуры.
Только религиозное восприятие в силах решить вопрос, кто Христос и в чем «сущность»
христианства;
историческое исследование и философское умозрение само по себе бессильно установить религиозный факт.
«Христианское государство», делающее вид, что мир принял
христианство и что христианская власть господствует над миром, во всех своих формах было
исторической сделкой
христианства с язычеством.
Христианство понимается теперь исповедующими церковные учения как сверхъестественное, чудесное откровение обо всем том, что сказано в символе веры; неверующими же, — как пережитое человечеством проявление его потребности веры в сверхъестественное; как
историческое явление, вполне выразившееся в католичестве, православии, протестантстве и не имеющее уже для нас никакого жизненного значения. Для верующих значение учения скрывается церквью, для неверующих — наукою.
В том же направлении влияло и происшедшее разделение церквей и откол протестантского сектантства, что лишило
христианство, как
историческую и политическую силу, единства и сплоченности и разделило его на различные и между собою соперничающие части.
Если признавать религиозную подлинность язычества, то надо принять и то, что в нем совершался положительный религиозный процесс, назревала
историческая «полнота времен», иначе говоря,
христианство подготовлялось не только в иудействе, но и в язычестве.
Не то чтобы
христианство вышло из одного только иудейства, оно в такой же степени имеет в качестве своей предпосылки и язычество; лишь потому его возникновение есть великое всемирно-историческое событие» (ib., 78).
Но мичмана, по-видимому, не особенно интересует ни
исторический очерк Кохинхины, ни личность анамского короля Ту-Дука, ни резня миссионеров, ни список французских кораблей, ни цифры французских войск и их заболеваемости, ни страстные филиппики против варварского обращения с анамитами, ни лирические отступления об отвратительности войн, ни наивные пожелания, чтобы их не было, и чтобы дикарям не мешали жить, как им угодно, и насильно не обращали в
христианство.
И отрицание эсхатологического характера
христианства всегда было приспособлением к условиям объективированного мира, капитуляцией перед
историческим временем.
Само
христианство было пленено и порабощено универсальным духом истории, оно приспособлялось к
исторической необходимости, и это приспособление выдавало за божественную истину.
Но только очищенное и освобожденное от
исторического рабства
христианство может поставить вопрос о войне и революции.
Неисчислимое количество лжи накопилось во всех конфессиональных историях
христианства, систематически искажающих
историческую правду.
Это случилось и с
христианством, и в этом сущность его
исторической трагедии.
Не только в природе, но и в истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует
исторические катастрофы, торжество сил хаотических, которые опрокинут космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что
христианством можно пользоваться как консервативной силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его космические стихотворения.
В этом была
историческая трагедия
христианства.
Христианское откровение нельзя узнать в
исторической объективации
христианства.
Ницше бунтует не против
христианства, а против
исторической христианской морали, морали слабости.].
Христианство — мистика внутреннего человека, и
христианство — всемирно-историческое приспособление человека внешнего, ведомого к высшим целям.
Христианство Достоевского — не
историческое, а апокалиптическое
христианство.
Христианство в своей
исторической судьбе постоянно подвергается соблазну отречения от свободы духа.
Но
историческая судьба
христианства такова, что эта вера звучит как новое слово в
христианстве.
Всегда должно помнить, что
христианство, как мировое и
историческое явление, не только есть абсолютное божественное откровение, но есть также и приспособление к человечеству, принимающему это откровение в меру своего духовного роста и восхождения.
Ассоциации к слову «исторический»
Синонимы к слову «исторический»
Предложения со словосочетанием «историческое христианство»
- И тем не менее историческое христианство развивалось именно здесь, на нашей планете.
- Мережковский провозгласил идею “религиозного противодействия историческому христианству”.
- Недостатком исторического христианства они считали пассивное отношение к общественному злу и хотели придать христианскому вероучению активный, действенный характер.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «исторический»
Сочетаемость слова «христианство»
Значение слова «исторический»
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к история (в 1, 2, 3 и 4 знач.). Исторический процесс. Исторические памятники. Историческая наука. Историческое исследование. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ИСТОРИЧЕСКИЙ
Значение слова «христианство»
ХРИСТИА́НСТВО, -а, ср. 1. Одна из наиболее распространенных религий мира, возникшая в 1 в. н. э., в основе которой лежит вера в Иисуса Христа как богочеловека, якобы сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества. Обратить в христианство. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ХРИСТИАНСТВО
Афоризмы русских писателей со словом «исторический»
- Дело художника — восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
- Нормы цивилизованного поведения должны безусловно исходить из того, что жизнь любого человека, где бы он ни жил, священна, природа неделима, а исторические памятники в какой-то степени принадлежат всему человечеству.
- Наука не имеет силы отрешаться от прочих элементов исторической эпохи; напротив, она есть сознательная, развитая мысль своего времени; она делит судьбы всего окружающего.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно